"Бесмеллахе рахмане рахим" – олицетворение божьей милости

04.04.2014
У каждого государства есть свой флаг, который представляет его среди всех стран мира.
Это верно и в отношении человека, в том смысле, что убеждения, поступки и поведение каждого человека представляют его как флаг, который своим цветом и знаками олицетворяет определенное государство. По сути, флаг каждого человека дает понять, кто он такой, какая у него сущность, насколько он авторитетен, в каких сферах есть у него чего сказать и насколько он силен.Выражение "бесмеллахе рахмане рахим" (Во имя Аллаха милостивого милосердного) является экстрактом и символом божьего воззвания. Можно сказать, что божий флаг украшен этими красивыми и выразительными словами. Тот, кому удалость наладить душевную связь с этим выражением, словно находится под сенью божьего знамени. Такой человек пользуется авторитетом этого флага во всем мире. Такой человек, находясь под божьим зонтом, пользуется особым уважением среди всех существ. Он может преодолевать все преграды, перед ним раскрываются все двери.

С другой стороны, у всех народов в мире есть такая традиция, что всякое ценное важное дело они начинают именем какого-то знаменитого человека. Например, закладывая основу какого-то института, вспоминают о каком-то авторитетном лице, произнеся его имя. Иначе говоря, начало этой большой работы связывают с именем такого популярного лица. Божьи пророки научили людей, придерживающихся монотеистического вероисповедания, для долговечности своих начинаний связывать их с вечным существом, для которого нет уничтожения. А этим существом может быть только бесподобный и неиссякаемый, единый и мудрый Создатель вселенной. Все сотворенные существа в этом мире продвигаются к старению и умиранию. Вечным остается только пречистый Аллах.

Значимость каждого начинания с имени Всевышнего настолько велика, что божий Пророк (ДБАР) говорит в благословенном хадисе: "Любое дело, не начинающееся именем Аллаха, т.е. выражением "бесмеллах", не будет имеет доброго исхода". Произношение "бесмеллах" в начале каждой работы означает прощение помощи у Аллаха". С точки зрения толкователей, эти два понятия неразделимы, т.е. каждую работу не только надо начинать Его именем, но и просить помощи у Него самого для успеха в своем начинании. Опора на божью помощь придает нам больше энергии и психологической силы, больше уверенности в себе, учит нас не страшится грандиозности проблем, не впадать в отчаяние и с особой искренностью и чистотой выполнить начатое дело. С психологической точки зрения, такая связь с Создателем вселенной вселяет в душу человека спокойствие.

"Бесмеллахе рахмане рахим" является главным символом напоминания об Аллахе. Пожалуй, именно поэтому все коранические суры начинаются этим же аятом, чтобы самоцель сотворения, а именно наставление человечества к счастью, от начала до конца осуществилось гладко и успешно. Аят "Бесмеллахе рахмане рахим" (Во имя Аллаха милостивого милосердного) обращает внимание человека на то, что все божьи учения и предписания исходят их Истины и истока милости. Единственная кораническая сура – это "Покаяние" не начинается именем Аллаха. Это объясняется тем, что эта сура выражает гнев Аллаха в отношении вероломных из племени Курайш. Поэтому нет смысла в начале этой суры приписывать Аллаху атрибуты "милостивый и милосердный". Рекомендация начинать каждую суры именем Аллаха преследует цель дать человеку возможность отвлечься от всего небожественного, взглянуть на всю вселенную и все дела монотеистическим взглядом и под сенью божьей милости испытать неописуемое спокойствие.

В интерпретации аята "Бесмеллахе рахмане рахим", имам Хасан Асгари (мир ему) говорит: "Он – божество, которому поклоняются все существа в нужде и затруднении, в отчаянии во всем и во всех. В эти трудные минуты жизни верующий человек, занимаясь богослужением, произносит аят "Бесмеллахе рахмане рахим", т.е. он просит помощи во всех своих делах от Бога, единственного божества, заслуживающего поклонения, Бога, который не оставит в одиночестве человека, обращающего к Нему за помощью. Всевышний Аллах выполнит молитвы, выражающиеся душевной искренностью".

"Бесмеллахе рахмане рахим" содержит слово "Аллах", самое совершенное имя Создателя. Изучение имен Аллаха в священном Коране и прочих исламских источниках показывает, что каждое имя отражает какой-то особенный атрибут Аллаха. Единственное имя, которое содержит все божьи свойства, т.е. охватывает все атрибуты, выражающие величество и красоту Всевышнего, – это слово "Аллах".

Разъясняя атрибуты "рахман" (милостивый) и "рахим" (милосердный), толкователи говорят, что "рахман" отражает общую божью милость, касающуюся всех, как друзей, так и врагов, как верующего, так и вероотступника, как доброго, так и злого. Как известно, неиссякаемые божьи блага ниспосланы для всех людей. Все имеют право использовать общие божьи блага в природе.

Однако, атрибут "рахим" (милосердный) отражает особую божью милость в отношении особых верующих рабов, правоверных и послужных, которые в силу своей веры и добродетелей заслуживаются особой божьей милости, прощения и внимания. Такой милости лишены грешники и злоумышленники.

Великий улем и толкователь Мулла Мохсен Фейз Кашани пишет в "Толковании Сафи": "Милостивая милость касается всех существ и всех благ, в то время как милостивая милость означает оказание внимания и удачу верующим в мирской жизни и религиозных делах и поощрение вероотступников к вере и вероисповеданию".

В разных местах в своем небесном писании Коране Аллах напоминает о пользе повторения Его имени. Выражение "Бесмеллахе рахмане рахим" было первым аятом священного Корана, ниспосланным Пророку, в котором отражено олицетворение божьей милости, любви и внимания. Поскольку прочность и продолжительность каждого дела зависит от связи человека с Богом, Всевышний Аллах в первых аятах Корана велит Пророку начать агитацию ислама Его именем. В 1-м аяте суры "Сгусток" мы читаем: "Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил[все создания]".

Его светлость Ной (мир ему), находясь на построенном ковчеге на бурлящих водах всемирного потопа, в каждую минуту сталкивался с новыми трудностями. Для того, чтобы все благополучно доехали до места, где должен был остановиться ковчег, он велел всем произносить "Бесмеллах". [Нух] сказал: "Плывите в ковчеге! Именем Аллаха плывет он и останавливается. Воистину, Господь мой - прощающий, милосердный". (аят 41-й, сура "Худ")

Как следствие, они преодолели все трудности и опасности путешествия и, как Аллах отмечает в Коране, благополучно добрались до суши.
Его светлость Сулейман также свое письмо царице Савской начинает именем Аллаха: "Оно ведь от Сулаймана, и в нем [говорится]: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного". (аят 30-й, сура "Муравьи")

Божий Пророк Мухаммад (ДБАР) также все свои письма, в которых он призывал царей и королей принять ислам, начинал именем Аллаха.
Следует обратить внимание на важный факт, а именно то, что мы верующие люди в 10 рикатах обязательных намазов, которые совершаем повседневно, называем Всевышнего Его двумя атрибутами "рахман" и "рахим". Эти атрибуты вставлены в намазе не просто для произношения, а для того, чтобы молящий опираясь на божью милость и внимание, украшал свое сердце такими и свойствами в силу намаза, который является истоком благ и энергии, и оказывал эту милость и любовь другим людям во всех положительных делах. Это поможет ему обрести не только мирское, но и загробное блаженство. Его внутренний мир станет подобен внутреннему миру Пророка, о котором говорится в аяте 128-м суры "Покаяние": "К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден". В конечном счете, такой человек внедряет в себе божественную нравственность.

Аллах начинал сотворение вселенной своим именем, ниспослал откровение своим именем. И сам говорит, что началом и концом каждого дела должно быть его имя. Этими предзнаменованиями Он дает нам знать, что, вдумываясь в них, мы может научиться благополучно доводить до конца любое начатое дело. Следовательно, мы должны начинать все свои дела именем Аллаха, которое выше всех имен.
IRIB

Возврат к списку