12 фарвардина - день исламской революции Ирана

31.03.2014
В результате победы исламской революции в феврале 1979 года в Иране произошли колоссальные преобразования во всех областях.
Исламская революция не только привела к свержению деспотического режима Пехлеви, но и изменила расклад сил на международной и региональной аренах. Безусловно, самым ценным результатом исламской революции было формирование исламской республики. Хотя иранский народ в период революционной борьбы неоднократно выражал свою решимость в установлении в Иране исламской республики, однако немного спустя с победы революции имам Хомейни (да распахнутся пред ним врата рая) объявил о референдуме по поводу будущего государственного строя в Иране. В итоге, 98,2% иранских избирателей проголосовали за формирование исламской республики в стране. Таким образом, 12 фарвардина 1358 года по иранскому календарю (1 апреля 1979 года) было названо Днем исламской республики.

Что собой представляет исламская республика, и какова его структура? Исламская республика основана на исламских и республиканских принципах. Ввиду того, что она была сформирована на основе народного волеизлияния, можно смело утверждать, что это - государственный строй, придерживающийся религиозных ценностей. Исламская республика была сформирована в условиях, когда бывшая государственная система всеми силами пыталась отделить религию от политики.

Исламская республика с особым трепетом соблюдает моральные ценности и в равной мере удовлетворяет духовные и материальные потребности общества.
В преамбуле Конституции ИРИ говорится: "С точки зрения ислама, правление не основано на классовом господстве группы людей над остальными членами общества. Исламское правление олицетворяет политические идеалы народа, который сам выбирает путь идеологического и интеллектуального совершенствования и непрерывного движения к самой священной цели, т.е. сближению с Господом".

Всевышний является абсолютным правителем всего существующего в мире. Его господство наилучшим образом учитывает все аспекты, необходимые для достижения человеческого счастья. В то же время, принцип господства Всевышнего в мире не противоречит господству человека над своей участью, ибо сам Господь наделил человека правом решать свою судьбу. 56-ая статья Конституции гласит: "Абсолютное господство над миром и всем человечеством принадлежит Творцу миров. Он наделил человека властью решать свою судьбу. Никто не может лишить человека этого божественного права или же предоставить кому-нибудь другому или какой-либо определенной группе людей право в своих интересах управлять другими людьми".

Определяющая роль народа в ИРИ в течении трех десятилетий была воплощена в жизнь в проведенных многочисленных выборах. Следует отметить, что иранский народ определял свою будущую судьбу в среднем в одном избирательном процессе в год.

Республиканский строй Ирана и активное участие народа в определении своей судьбы свидетельствует о наличии свободы в этом государственном строе и уважении религиозных ценностей. Это мировоззрение содержит все достойные принципы свободолюбия, демократии и нравственности. Эти качества являются отличительными свойствами системы религиозного народовластия от либерал-демократической системы, правящей на Западе. С точки зрения ислама, свобода – это божественный дар, который нельзя без веских причин отобрать у человека. В Конституции ИРИ подчеркивается важность свободы человека и прессы. В то же время определены границы между гражданской свободой и поведением, ущемляющим свободу общества и личности. В этом плане, запрещается доскональное изучение подробностей личной жизни иранских граждан. 20-я статья Конституции гласит: "Все граждане, мужчины и женщины, в равной мере находятся под защитой закона и пользуются всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами, наряду с соблюдением исламских предписаний. Одним из признаков свободы в Иране является принцип обращения к общественному мнению в процессе всеобщих выборов и референдумов. Шестая статья Конституции гласит: "В ИРИ государственные дела должны вершиться, основываясь на всеобщее мнение и путем выборов президента страны, депутатов исламского меджлиса, членов городских и сельских советов, а также путем проведения референдумов в случаях, предусмотренных законом".

В ИРИ правам религиозных меньшинств уделяется особое внимание. 14-я статья Конституции по этому поводу гласит: "Правительство и мусульманский народ Ирана обязаны проявлять дружелюбие и справедливость по отношению к гражданам не мусульманского вероисповедания". В 13-й статье Конституции в этой связи содержится следующее объяснение: "Лишь иранцы зораострийского, еврейского и христианского вероисповедания являются официальными религиозными меньшинствами, которые в предписанных законом рамках свободны в исполнении своих религиозных обрядов в Иране. Официальные религиозные меньшинства имеют своих представителей в парламенте страны и наряду с другими депутатами меджлиса участвуют в прениях и процессе принятия законопроектов".

В Конституции уделяется особое внимание сохранению и укреплению политической, культурной и экономической независимости страны. В девятой статье Конституции подчеркивается неотъемлемая связь между независимостью и свободой. В этой статье говорится: "В ИРИ свобода, независимость, единство и территориальная целостность неотделимы друг от друга, и их защита является долгом иранских граждан и правительства". Учитывая, что государственный строй в исламской республике основан на религиозном правлении, во главе подобного государства должен стоять справедливый и достойный человек, в совершенстве владеющий исламскими предписаниями, с тем чтобы он мог должным образом внедрять в государственные структуры ценности этой самой совершенной религии. В исламской терминологии, подобное лицо называется велаят-факих. В исламской республике лидер, он же велаят-факих, играет главную роль в управлении страной. В конституции страны роли духовного лидера уделяется особое внимание. Лидер революции – высшее государственное лицо страны. Он обладает широкими полномочиями. По поводу лидера и его роли в предисловии Конституции Ирана говорится: "В соответствии с велаят-факих и последовательном имамате, Конституция страны готовит почву для полноправного правления духовного лидера, признанного народом, с тем чтобы гарантировать не отступление различных организаций от своих истинных исламских обязанностей".

В ИРИ вали-факих избирается Советом экспертов шариата, представители которой были ранее избраны иранскими гражданами. Это косвенное избрание осуществляется по той причине, что определение человека, владеющего всеми отмеченными в Конституции качествами, является сугубо специализированным делом, требующим особой квалификации.

Поэтому народ выбирает своих представителей в Совет экспертов шариата, чтобы те назначили лидера страны. Члены этого совета обладают необходимым потенциалом для оценки достоинства велаят-факих. Они также следят за деятельностью лидера и в случае не исполнения им своих обязанностей, могут отстранить его от занимаемой должности.

Ввиду того, что на велаят-факих возлагается тяжелая ответственность, поэтому и потенциал его способностей должен быть соответствующим. Пятая статья Конституции по этому поводу гласит: "В период отсутствия Имама Эпохи (да приблизит Аллах его пришествие) в ИРИ управление уммой является обязанностью справедливого, рассудительного и набожного факиха".

В 110-й статье Конституции ИРИ перечисляются обязанности и полномочия лидера. Вот некоторые из них: определение глобального политического курса страны, командование вооруженными силами, назначение и увольнение высшего командного состава вооруженных сил, назначение главы судебной власти и так далее.

Лидер по различным вопросам консультируется с экспертами и специализированными ведомствами, важнейшими из которых является Общество определения интересов строя. Интересно, что лидер, несмотря на все полномочия, перед законом равен с остальными гражданами страны. Учитывая изложенное, следует сказать, что государственный строй исламской республики основан на принципах велаят-факих и правления страной в соответствии с народной волей.

В продолжении нашей сегодняшней передачи мы рассмотрим роль трех властей в ИРИ: исполнительной, законодательной и судебной. Следует отметить, что эти три власти независимы друг от друга, и ни одна из них не подчиняется другой.

Исполнительная власть с точки зрения ее масштабности и многофункциональности в управлении страной является одним из основных столпов государственной системы. Функцию главы исполнительной власти выполняет президент страны, который определяется по итогам выборов, проводимых раз в четыре года. В случае переизбрания, президент может занимать эту должность два срока подряд. В 113-ом положении Конституции ИРИ по поводу ответственности и полномочий президента говорится: "После лидера, президент является высшим официальным лицом в государстве. Он обязан выполнять Конституцию и исполнять обязанность главы исполнительной власти в правлении государственными делами, которые не подпадают под непосредственную ответственность лидера". Учитывая значимость занимаемой президентом должности, он должен соответствовать условиям, обозначенным в 115-ом положении Конституции. В указанном положении говорится, что президент должен быть избран из религиозных и политических деятелей страны, быть гражданином Ирана, иранского происхождения, рассудительным руководителем, праведным мусульманином, иметь хороший послужной список, а также верить в основы ИРИ и официальной религии страны.

Президент ответственен перед народом, лидером и исламским меджлисом. Руководство кабинетом министров входит в обязанности президента. Назначение послов и генерал-губернаторов осуществляется с его разрешения. Министры представляются президентом в парламент и в случае получения вотума доверия могут начать свою деятельность. Президент и министры перед законом равны с остальными гражданами страны. В целом, ответственность за исполнительные дела в стране, регулирование экономической ситуации и управление внешней политики лежат на президенте и правительстве. В случаях, когда правительство нуждается в новом законом постановлении, оно отправляет его в форме законопроекта в исламский меджлис.

Исламский меджлис в Иране – это независимый орган. Депутаты меджлиса избираются в результате голосования населения определенного избирательного округа на четырехлетний срок. В настоящее время число представителей парламента составляет 290 человек. С ростом численности населения страны увеличивается и число депутатов меджлиса. Религиозные меньшинства имеют своих представителей в парламенте. Исламский меджлис обладает широкими полномочиями, в частности правом интерпелляции президента и министров и правом их отстранения в случае доказательства их несостоятельности в исполнении своих обязанностей. Для отстранения президента требуется две трети голосов депутатов парламента. В таком случае, по приказу лидера отстраняется президент страны. Согласно 76-ому положению Конституции, исламский меджлис имеет право проводить расследования во всех государственных делах. Международные соглашения и договора должны утверждаться меджлисом.

Важнейшей обязанностью исламского меджлиса, как и парламентов других стран, это ее законодательная роль. Помимо рассмотрения и утверждения проектов, предлагаемых правительством, меджлис может сам выдвигать законопроекты и утверждать их. 72-ое положение Конституции гласит: «Исламский меджлис не в праве устанавливать законы, противоречащие принципам и религиозным предписаниям официальной религии страны и Конституции». Согласно 91-ому положению Конституции, определение соответствия законопроектов исламского меджлиса – это обязанность Совета охраны конституции. Этот совет состоит из 12 членов. 6 членов совета – это осведомленные фикхи (исламские законоведы), назначенные лидером революции, а шесть остальных – юристы, представленные судебной властью и получившие вотум доверия в парламенте. В случае неутверждения Советом охраны Конституции постановлений парламента и разногласий этих двух органов относительно одного постановления, Ассамблея государственных интересов, являющаяся консультативным рычагом лидера, выступает в качестве судьи. Совет охраны Конституции играет также еще одну важную роль; этот совет наблюдает за правильностью проведения различных референдумов и выборов, за исключением выборов членов горсовета.

Судебная власть в исламской республике, соблюдая принцип исламской справедливости, занимает высокое положение. В этой связи, 156-ое положение Конституции гласит: «Судебная власть – независимый орган, защищающий личные и общественные права, и отвечающий за восстановление справедливости в обществе. Глава судебной власти назначается лидером сроком на 5 лет и имеет весьма широкие полномочия. Он должен быть благочестивым мусульманином, знатоком судебных вопросов, мудрым руководителем. Судья в исламской республике имеет широкие полномочия, и поэтому от него требуется, чтобы он сохранял нейтральность и справедливость, основываясь на правовые источники ислама. В 168-ом положении говорится о политических и пресс-медийных преступлениях. Согласно этому положению, политические и пресс-медийные преступления рассматриваются на открытом заседании в присутствии присяжных.

Однако в случае, если проведение открытого заседания противоречит интересам государственного строя, то суд будет проходить за закрытыми дверями.
В судебной власти еще два очень важных органа: Инспекционная организация, следящая за правильным исполнением закона в государственных ведомствах; а также Административный суд, который рассматривает жалобы граждан в адрес государственных чиновников и не состоятельности государственных норматив.

Еще одним органом, свидетельствующем о содействии народа в управлении страной, являются исламские городские и сельские советы.
Седьмое положение Конституции называет советы одним из важнейших органов, участвующих в управлении государственными делами. В 100-ом положении Конституции говорится, что целью создания городских и сельских советов является своевременная реализация социальных, экономических, строительных, здравоохранительных, культурных и воспитательных планов при содействии народа. Срок членства горсоветов три года. Следует отметить, что мэра города избирают члены горсоветов.

В ИРИ глобальной целью является достижение экономической справедливости. В 43-ем положении Конституции объясняются принципы, господствующие в экономике исламской республики. Согласно этому положению, обеспечение главных потребностей, в частности жилья, продовольствия, одежды, здравоохранение, медицинские услуги, а также обучение являются необходимыми факторами для создания семьи и противостоянию перед лицом вмешательства иностранных держав для господства над экономической системой Ирана. 44-ое положение конституции гласит, что экономика ИРИ основывается на трех секторах: государственном, частном и кооперативном. Утверждена 20-летняя перспектива ИРИ. Этот документ содержит глобальный экономический курс.

На арене внешней политики, ИРИ, основываясь на трех принципах: величия, мудрости и рассудительности, преследует активную дипломатию на региональном и международном областях. Защита в мире свободолюбивых идеалов и прав угнетенных народов, в особенности мусульманских, считается одним из принципов внешней политики ИРИ.

154-ое положение Конституции гласит: «ИРИ считает своим идеалом достижение человечеством всеобщего счастья. Исламская республика считает правом всех народов мира таких принципов, как независимость, свобода, справедливость. Поэтому, полностью отказываясь от какого-либо вмешательства во внутренние дела других стран, поддерживает справедливую борьбу угнетенных народов против угнетателей». В 152-ом положении отвергается любое империалистическое проявление, подчеркивается право мусульманских народов.

В целом, динамичная внешняя политика исламской республики вызвала страх и беспокойство имперских держав.
Как бы то ни было, иранский народ и строй ИРИ в течении 33 последнего года показали свою непоколебимость перед давлением, блокадой и обструкцией. Иранский народ и правительство, принимая активное участие во всех областях, ставит имперские державы в затруднительное положение.
IRIB

Возврат к списку