Всеобъемлющий взгляд ислама на права человека

20.02.2014
Всевышний Аллах наилучшим образом сотворил Вселенную, чтобы в идеальном порядке обеспечивались душевные и телесные потребности человека.
Все то, что есть на земле и в небесах, находится в распоряжении человека, который свободно может использовать эти блага так, как ему угодно. Но в понимании философии существования самого себя и Вселенной человек впал в противоречие. Сбившись с правильного пути Сотворения и нормального русла жизни, человек стал алчным и честолюбивым. Подчиняясь своим необузданным страстям, он начал посягать на права других людей. Угроза, дискриминация, небезопасность, нищета, голод и война являются темными пятнами в человеческой истории, которые приносили и продолжать приносить огромные страдания людям.

Права человека, которые, по словам британского философа Джона Локка, являются "даром природы человеку", в древней Греции принадлежали определенному классу общества. Угнетательское обращение императоров древнего Рима с приверженцами христианства было одним из примеров посягательства и безжалостности к человечеству. Попирание прав человека в разных странах мира постепенно превратилось в обыденную практику и норму. После длительного периода войн и кровопролитий были составлены уставы, подписаны декларации и документы. Их инициаторы разглагольствовали об облегчении страданий человека и защите его прав. Они поставили себе целью внедрить в обществе принципы, гарантирующие соблюдение личных и общественных прав человека.

Публикация в 1948 году Всемирной декларации прав человека стала одним из кардинальных шагов в направлении обеспечения прав человека. Декларация, которая казалась намного совершеннее всех предшествовавших уставов и деклараций, охватывает многие основные права, личные и общественные свободы человека. Декларация подогревала надежды на гарантирование всех прав и свобод человека в случае реализации ее содержания.

Всеобщая декларация прав человека является плодом единомыслия государств, в чем, конечно, наглядны принципы западного либерализма. Хотя декларация стала основой многих правовых перемен, но ее недостатки и, как следствие, разные интерпретации прав человека, его потребностей и способов реализации декларации, вызывают немало проблем для большого количества людей в мире, желающих пользоваться самыми элементарными правами.

Исламское учение имеет свои всесторонние совершенные нормы в связи с правами человека. Между исламскими и международными правами человека есть немало сходства по общим принципам, например, право на существование, свобода слова, свобода совести, право на образование, жилье и запрещение дискриминации. Но, разумеется, ценности, выдвинутые в связи с соблюдением прав человека, могут быть универсальными лишь при условии, если их и в теории и на практике признают все культуры и все цивилизации. Подчиняясь западным направлениям, авторы всемирной декларации прав человека упустили из виду возвышенные религиозные учения. На религию они смотрели как на один из факторов дискриминации, такие как цвет кожи, раса и язык.

Исходя из этого, исламские страны решили в своей декларации излагать взгляд ислама на права человека. Многие пункты исламской декларации прав человека по форме и содержанию идентичны всемирной, но они отличаются самой сутью взгляда на человека.

Права человека в исламе основаны на монотеизме, который особенно выделят исламские права человека от западных. Ислам считает соблюдение прав человека необходимым для сохранения человеческого достоинства. Это связано с тем, что в религиозном воззрении человек представляется преемником Бога на земле и поэтому он заслуживает почета. Аллах говорит в 70-м аяте суры "Путешествие ночью": "Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама, и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями".

По сути, устранение дискриминации и расизма не является новым достижением всемирной декларации прав человека. Принципы, которые сегодня составляют основы западной декларации прав человека, давно являются основополагающими принципами исламской религии. Свое существование ислам начал с отрицанием дискриминации и господства. Божьи пророки направляли свои усилия на обеспечение прав человека, справедливости и безопасности в мире. Ислам придерживается того аргумента, что все люди независимо от цвета кожи, расы и национальности созданы из одного существа. (сура "Женщины")

Ислам считает всех людей свободными и выступает против их оскорбления.
С точки зрения ислама, пока не исправлена духовная жизнь человека, материальные факторы не могут играть важной роли в поддержании мира и социальной безопасности. Исходя из этого, ислам видит общественную сущность человека в его нравственности и убеждениях, и считает это основой общности в жизни людей. Делая акцент на принципе равенства людей, ислам называет их братьями.

Следует указать на очень важный момент, а именно все то, о чем говорится во всемирной декларации, касаются только материальных аспектов жизни человека, не упоминая даже духовных прав человека. Сегодня ни для кого уже не секрет, что корень посягательства на права других людей находятся в отсутствии нравственности и распространении развращенности. Мы видим, как произвол западных государств влияет на права человека, так что действительность прав человека теряется в политических интересах западных государств.

Третий пункт 21-й статьи Всемирной декларации прав человека считает волю народа основой власти, т.е. придает стержневую роль человеку. В исламе также воля народа считается одним из важных факторов для поддержания власти, и человек может покорить Вселенную при соблюдении определенных принципов на пути к совершенствованию. Тем не менее, вся Вселенная держится на воле Всевышнего Создателя всех существ, в том числе и человека.

С учетом плюсов исламской декларации прав человека в сравнении с западной на совещании министров иностранных дел стран-участниц Организации исламского сотрудничества, состоявшемся в 2008 году в столице Уганды Кампале, ИРИ предложила резолюцию под названием "Исламские права человека и человеческое достоинство", которая была утверждена при консенсусе исламских стран. Согласно резолюции, 5 число августа объявлено Днем исламских прав человека и человеческого достоинства. Таким образом, был зафиксирован наиважнейший документ ОИС по защите прав человека в исламском воззрении. Само провозглашение такого дня дает мусульманам и исламским странам стимул для представления всему миру исламских прав человека и обсуждения проблем современного мира в ракурсе прав человека.

Исламская декларация прав человека состоит из 25 пунктов, которые защищают честь и достоинство человека как благороднейшего из созданий и подчеркивают необходимость поддержания существования человека, его достоинства и уважения.

В резолюции по провозглашению этого дня говорится, что на основе исламского шариата права человека проистекают из свойственного человеку достоинства и у исламской уммы есть всемирная миссия. В резолюции говорится также о том, что хотя человечество достигло больших успехов в материальных науках, он нуждается в духовности и вере для защиты своих прав и цивилизации.

В тексте резолюции говорится: "Царящие на международной арене условия, необходимость укрепления сотрудничества и активная согласованность между членами ОИС для разработки средств и путей распространения, повышения и сохранения исламских учений и ценностей по защите прав человека, а также с целью выработки реального представления об исламе, борьба против осквернения ислама и поощрение диалога между религиями делает необходимым назначения дня исламских прав человека и человеческого достоинства".
IRIB

Возврат к списку