SetTitle("Ремесла"); ?>

Хатам 

Галамзани

Каламкар

Мина



 

Хатам  

 1.JPG

Хатам – необыкновенная персидская инкрустация по дереву – возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используются следующие материалы:

  • Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
  • Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
  • Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т.п.) треугольники.

Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки.

 2.JPG

Здесь вы видите уже собранные пучки материалов. Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник. Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным, кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!

3.JPG

Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает, чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

4.JPG

Здесь мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл. Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду. Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем. Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

5.JPG

А вот и заготовка, скрепленная деревянным клеем, и предварительно зажатая в прессе между двумя досками. Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.

6.JPG

Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает тонкие 30-сантиметровые пластины с заготовки.

7.JPG

8.JPG

Вот так выглядят пластины хатама, уже готовые для нанесения на изделие.

9.JPG

Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т.п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» – отличные столяры. Далее он прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.

10.JPG

Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.

11.JPG

Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т.п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах – хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Любуйтесь!

  12.JPG

 

 Галамзани

 13.JPG

Восточное искусство чеканки позволявшее создавать чудесно украшенные сосуды, известно с давних пор.

В Иране старейшим искусством ремесленников считается именно такая «гравюра на меди». Медную посуду и изделия ручной работы в Иране по сей день находят археологи, раскапывающие поселения, занесенные песками тысячи лет назад.
Разумеется, сегодня мастера используют и другие материалы – золото и серебро, и нередко мастерство чеканщиков, выписывающих изумительные узоры, так высоко, что «грамм рисунка» стоит дороже грамма золота или серебра.

14.JPG

На изготовление одной вазы у истинного творца порой уходит по несколько лет, люди и звери на его «картинах по металлу» выглядят как живые, и каждый сантиметр сосуда покрыт там или иным хитроумным орнаментом. Самым сложным считается правдоподобное изображение человеческих лиц, «розы и соловьи» проще в исполнении.

15.JPG

Только представьте себе: когда картину рисует художник, он всегда может убрать или стереть неверный штрих. Но одно неверное движение «галама» (чекана) мастера – и ошибку практически невозможно исправить.

Основными центрами производства чеканных изделий остаются Кашан, Исфахан, Керман и Шираз. Саму работу можно поделить на три этапа:

1. Изготовление основы. Брусок серебра или металла «разгибают», используя кузнечные инструменты.

2. Изготовление сосуда. Вначале грациозным вазам придают соответствующую форму, чтобы над ними мог поработать чеканщик. В давние времена серебряные и золотые сосуды делали для шахов и богатых сановников, мастерские позднее соревновались в красоте получившейся чеканки.

3. Чеканка. Готовые формы наполняют битумом, чтобы в процессе чеканки вазы не потеряли форму. Для чеканки мастера используют лишь несколько стальных чеканов (резцов) и молоток. Различают два вида чеканки:

  • микрогравировка («сийях-галам») включает традиционные арабески, персидские миниатюры и т.п. Этот вид чеканки предполагает игру мастера со светом и тенью.
  • Рельефная гравировка («джонде-кари») также включает различные сюжеты – в основном, с использованием цветов и птиц, каллиграфии, изображений зданий и т.п. Здесь главное – трехмерность гравировки, ее глубина.

16.JPG

Наиболее изысканные изделия из драгоценных металлов, как правило, сочетают оба вида чеканки.

По завершении работы сосуд нагревают, чтобы извлечь битум (более простые медные изделия также лудят, чтобы ими можно было пользоваться на кухне). Работа закончена! Но жизнь сосуда из драгоценных метаалов. только начинается – сделанный сегодня, он уже через 30-50 лет превратится в дорогой антиквариат и музейное произведение искусства.

17.JPG

 

 Каламкар

 

18.JPG

Искусство изготовления каламкаров впервые возникло в Персии во времена Сефевидов, в XVI в. Именно в те времена ремесленники Исфахана изобрели новый способ нанесения красок на ткань – с помощью резных деревянных штампов. Штампы для нанесения краски делаются из ценных пород дерева.

Они бывают самых разных видов и размеров, а их стоимость порой очень высока: в зависимости от искусства резчика и красоты картинки.

19.JPG

20.JPG

Сначала мастер скрупулезно наносит на ткань черный рисунок: вручную десятки раз прикладывая штампы к ткани.

21.JPG

22.JPG

23.JPG

24.JPG

Далее, следуя линиям основного рисунка, ткань «раскрашивают» штампами, нанося традиционные цвета: красный, синий, коричневый и желтый.

25.JPG

26.JPG

 Существуют и двухцветные каламкары: когда, например, используются исключительно оттенки синего или зеленого цвета.

27.JPG

Сама хлопчатая ткань отличается хорошим качеством. Как правило, ее обрабатывают дубящими веществами – отсюда и характерный кремовый оттенок. Такая ткань не изнашивается годами; она немаркая и легко стирается. После нанесения рисунка ткань долгое время кипятят (в Исфахане это делают в больших котлах на берегу реки Зайянде-руд), а затем опускают в холодную речную воду. Иногда десятки, а то и сотни каламкаров оставляют на просушку на берегах реки – зрелище завораживающее! Ткань обрабатывают так для закрепления красок, которые после такой обработки удалить уже нельзя. Они рассчитаны на яркое солнце Персии, и потому с годами не тускнеют и не страдают при стирке.

Традиционно сефевидские рисунки на каламкарах включают цветочные орнаменты, «огурцы» и арабески, но в каджарскую эпоху добавились и другие популярные узоры. И по сей день из этой ткани делают красивые салфетки, скатерти (круглые и квадратные), сумки и даже шьют одежду.

28.JPG

 

29.JPG

 

 

Мина

 30.JPG

Традиции создания металлических сосудов, покрытых расписной эмалью (глазурью) в Иране сложились уже несколько тысяч лет назад. Особого расцвета это искусство достигло в Иране в период правления Сефевидов (XVI в.) и Каджаров (XIX в.). Процесс изготовления каждого изделия чрезвычайно трудоемок, и требует работы сразу нескольких ремесленников. Он делится на несколько этапов:

 

1. Создание основы

Вначале изготавливается основа для росписи: ваза, тарелка, кувшин и т.п. Материалом служит красная медь, а особо дорогие изделия изготавливают из золота, которое в дальнейшем полностью эмалью не покрывают. Материал очень важен: малейшие примеси при обжиге могут привести к изменениям цвета и появлению дефектов в изделии. Традиционными считаются такие формы сосудов, как «кашкуль» (вытянутая конфетница с изогнутыми краями), «лале» (конфетница с резными краями, в форме кувшинки), «джам» (графин с крышкой) и «голабпаш» (типичный восточный кувшин), а также тарелки и блюдца с резными краями.


2. Покрытие глазурью и первый обжиг

  

31.JPG

Готовую форму покрывают каолином (особой глиной белого цвета) и отправляют в печь («куре») (примерная температура обжига: 750°С). Процесс повторяется трижды, причем используется глина все лучшего качества. Следует соблюдать осторожность, поскольку только что вынутые из печи сосуды – мягкие, и могут потерять форму от малейшего прикосновения. В конце белая глазурь должна ровным слоем покрывать весь сосуд.

 

3. Роспись

Для расписывания сосудов раньше использовались растительные и минеральные краски. Сегодня применяют химические красители: из оксида золота получают красную краску, из оксида меди – синюю и зеленую и т.п.

Традиционные синие и зеленые узоры стиля «эслими» используются тысячи лет. А в эпоху Аббасидов возник и относительно новый стиль – «хотайи» (цветы и птицы), включающий яркие красные, желтые и коричневые узоры. Кроме того, на сосудах рисуют и персидские миниатюры.
Процесс росписи также делится на несколько этапов:

  • «Бум» – нанесение основы, фонового цвета на сосуд.
  • «Нагаши» – нанесение узоров.
  • «Доргири» – использование тонкой иглы для того, чтобы обозначить границы между элементами росписи (краска снимается, чтобы стала видна тонкая полоска белой глины), а также добавить мельчайшие белые элементы.

32.JPG

33.JPG

34.JPG

35.JPG

36.JPG

37.JPG

4. Финальный обжиг и доработка

В печи роспись закрепляется, и минá приобретает характерный блеск. После этого каждое изделие тщательно осматривается. Края, к которым мастера прикасались во время работы, дополнительно обрабатываются красками («шафонкари»).

38.JPG

39.JPG

Качественная минá устойчива к самым разным внешним воздействиям. Так, ее подлинность можно проверить следующими способами:

  • По сосуду или тарелке можно водить острым ножом или пилкой – на качественном изделии царапин не останется.
  • К изделию можно ненадолго поднести горящую спичку. Возникшее черное пятно на качественной минé легко стереть тряпкой или просто пальцем – а рисунок останется совершенно нетронутым! На поддельной минé цвета рисунка изменятся или возникнут повреждения на сосуде.

40.JPG